Средства удовлетворения заказчика
Все люди делятся на 2 роли, заказчики и исполнители. И роли эти зачастую меняются. Будучи по одну сторону прилавка магазина мы являемся заказчиками (покупателями), но стоит нам перелезть через прилавок — как мы становимся исполнителями.
В свою очередь заказчики делятся на подкованых в области ИТ, и на абсолютно подкованных. Оба эти типа имеют свои приемущества, а о недостатках мы говорить не будем ибо любой заказчик должен расцениваться исключительно с положительной стороны.
Итак условия задачи:
Создать сайт, такой который бы соответствовал всем страндартам, всем требованиям заказчика, приносил прибыль и удовлетворение.
Дано: заказчик — 1 шт.
Необходимый результат: удовлетворенный заказчик — 1 шт.
Первый шаг
Для начала необходимо узнать, что же в итоге хочет получить заказчик. Для этого советую использовать опросник, который будет мягко вести заказчика от того что у него есть к тому что он хочет. Не надо использовать технические понятия или сгруппированные вопросы. Пускай будет больше но легче.
Неверный вопрос заказчику: Необходимо ли вам в поректе древовидная структура наследования объектов.
Верный вопрос заказчику: Будет ли у вас каталог со вложенными разделами ?
Важно уже чтоб на этом этапе заказчик увидел в Вас заботу. Пройдите вместе все вопросы — подскажите что где именно лучше заполнять. Ни в коем случае не отсылайте ему такой опросник на емэйл с коментариями — «заполните, нам это надо.»
Если это надо на самом деле Вам — позаботьтесь самостоятельно об том чтоб заказчик заполнил его.
Далее важный момент — ТЗ. Не так давно я уже писал о его необходимости. Оно необходимо — и это аксиома!
Планирование работ:
Используйте в своей работы инструменты планирования работы с возможностью просмотра стадий, контрольных точек. Даже если вы уверенны что заказчик этим не будет пользоваться, а вы и так гений планирования и все планы готовы предоставить на post-it листочках — не стоит этого делать. Вы профессионал, и надо работать профессионально. Инструменты планирования проектов намного упрощают работу в проекте. А лишняя информативность заказчика никогда не помешает.
В интернете бесконечное множество готовых решений для этих целей — выбирите и установите ту, которая больше всего вам подходит.
Контрольные стадии проекта
Как и в любом производстве — у вас должны быть определены контрольные точки сдачи проекта. Особенно актуально для больших проектов, которые делаются в несколько этапов. Определите сроки и то что вы будете показывать и строго следуйте им. Для небольшого проекта можно оговорить следующие контрольные точки:
- сдача дизайна
- сдача верстки
- сдача модуля ХХХ (новости, каталог)
Презентация конечного продукта
Сделав проект — не поленитесь сделать презентацию к нему — расскажите заказчику какой титанический объем работ вы выполнили. Включите в презентацию рассказ о больших событиях в проекте (освоили новый подход к решению тривиальной задачи) — пускай он даже ничего не поймет, но ему будет приятно что заплатив за сайт он получил множество всего.
Сдал — забыл ??
Многие студии так и поступают, и происходит это в первую очередь из за отсутствия интереса к продукту со стороны самого заказчика. Сайт расценивается им как что то типа «купил и забыл». Не поленитесь потревожить заказчика звонками раз в месяц по поводу сайта. Все ли им понятно, все ли хорошо, может они еще что то хотят.
Несколько бесплатных советов
Предоплата — ничто не добавляет уверенности в заказчике как предоплата 🙂 Но если заказчик старый и проверенный друг — думаю вы уже доверяете друг другу.
Передача исходных кодов — весьма спорный вопрос. Впринципе заказчик заплатил за проект и может расччитывать на обладанием прав на исходный код. Нет никакого смысла его кодировать (Zend Encoder..) т.к. это просто НЕ логично.
Макеты сайта нарисованные в фотошопе тоже впринципе могут быть переданы заказчику — он заплатил за них.
Итого
Чтобы получить удовлетворенного заказчика нам надо следовать следующим правилам:
- Заказав сайт заказчик должен получить не только сайт но и заботу.
- Не скупитесь на удобства для заказчика. Отчеты о работе, презениации и системы -все это добавляет вес вам.
- Сдав проект не забывайте о заказчике. Интересуйтесь его делами, пригласите в офис для совместного распития чая
- Постоянно работайте над улучшением качество своего обслуживания. Нет пределу совершенства!
